Елена:
Сказки
бывают разными. Традиционно со сказкой связываются самые добрые ожидания. И
самое главное ожидание сказки – ожидание
чуда. Но сказка сказке – рознь. Мы все
помним с детства сказки, в которых ни чудес не происходит, как в «Курочке Рябе» например, ни действия особого нет (Колобок, например, что делал?), да и
вообще – есть ведь очень страшные сказки. Про маниакальную страсть Синей бороды
убивать своих любознательных жен, например.
Наверное,
каждый человек в детстве мечтал попасть в сказку. Он мечтал о том, как победит
злодея, спасет красавицу и разбогатеет. А потом, став правителем (ну или
принцессой, в случае девочек), создаст самое справедливое и правильное
государство. И будут они все жить-поживать и добра наживать…
А потом мы вырастаем и миримся с реальностью. Уход от пустых мечтаний и является для нас критерием взросления.
Однако, мир знает немало мечтателей, которые не оставляли попыток доказать теорему Ферма, построить вечный двигатель, совершенное общество, найти скатерть-самобранку, одним словом, воплотить свою сказку. И у них всегда были и будут единомышленники…Иногда эти сказки называли утопиями, иногда – антиутопиями. А у антиутопий, как известно, есть свои закономерности. Миры, описанные в антиутопиях, обладают почти близнецовым сходством. Достаточно перечитать Оруэлла, Хаксли, Замятина или вспомнить недавнее прошлое нашей страны. Именно оно и явилось почвой для воссоздания антиутопий более мелких масштабов.
Мы на собственном опыте убедились в том, что, наверное, любая утопия может реализоваться только в антиутопию. «Благими намерениями вымощена дорога в ад» – эту народную мудрость еще никто опровергнуть не смог.
Самым
главным, с чего все начиналось для нас, был призыв построить сказку… И самое первое, что
мы услышали, когда приехали строить эту самую сказку, это то, что чудес-то и не
будет. А как же сказка? Вот об этом мы и
расскажем ниже.
Речь пойдет о секте. Можно много спорить об определениях секты, можно требовать точных критериев этого определения и вязнуть в словоблудии, договариваясь до того, что и нет этих сект вовсе. Но тем, кто там был, и кто оттуда выбрался, эта точность уже не нужна. У них это знание лежит на уровне инстинкта.
Все, что будет описано ниже, происходило в рамках нашей семьи. Возможно, наш опыт кого-то предостережет, кого-то научит, кому–то станет полезным материалом для исследований.
Книга построена как обычные воспоминания, она не претендует на какую-то художественную уникальность.
В нашей истории все было очень непросто. Дело в том, что в секту попал один из нас – мой супруг. А семья просто поехала за ним. Потому и воспоминания наши будут написаны каждым отдельно, но синхронизированы по времени.
Алексей:
Эта
книга, прежде всего о нас. Это история развития наших взаимоотношений.
Случилось так, что двенадцать лет своей жизни мы провели в общине Виссариона,
что располагается на юге Красноярского края. Жизнь там была наполнена разными
событиями. И, прежде всего, эти события касались жизни нашей семьи.
Это была суровая школа. В результате жизни в общине, сотни семей были
разрушены. Наша семья не распалась, но прошедшие годы – это годы постоянных
конфликтов, споров, испытаний. Я поехал в общину добровольно, это был мой
выбор. Почему и как это произошло, я хотел бы рассказать.
Нам
пришлось расширить изначально планировавшиеся рамки повествования. Просто
описать о том, как мы жили, было бы неинтересно. Наш опыт примечателен именно
тем, что получен он в условиях самой что ни на есть настоящей
тоталитарной секты. Лично для меня оказалось очень легко туда попасть, но
выбраться оттуда было очень непросто. И не только из-за материальных проблем.
Тема
сект и деструктивных культов (как более политкорректно
их еще иногда называют) становится все более популярной в средствах массовой
информации. Нет-нет да и проскочит какой-нибудь
материал на телевидении или на газетной полосе о секте, в котором, как правило,
рассказывается о каких-то вопиющих, из ряда вон выходящих случаях. То тема пензенских
затворников не сходит с полос новостей, то публикуется материал о новосибирских
сектантах, то еще что-нибудь... Что объединяет эти сюжеты? –
экстравагантность. Возьмем, хотя
бы, лидеров сектантов. Они являют собой явно ненормальные личности: шизофреник,
педофил… И у людей
складывается впечатление, что любая секта – это всегда вариация на подобную
тему, при этом слове у них на ум приходят образы оргии сатанистов
или банальный бордель с идеологической подоплекой.
К
сожалению, в погоне за «жареными» сюжетами журналисты проходят далеко от
реальной проблемы, останавливая свой
взор даже не на вершине айсберга, скорее они принимают за айсберг какой-нибудь
коралловый атолл, затерявшийся в пучине житейского моря. Тема секты гораздо
глубже и серьезнее. И упрощая проблему сект, журналисты оказывают читателю
медвежью услугу, оставляя его в неведении о действительно серьезной опасности,
которая исходит от этого явления, делая его (читателя) беззащитным перед ним.
Вот об этом хотелось бы рассказать в этой книге.
В
секту попадают очень много умных образованных и порядочных людей. Почему? И об
этом тоже наша книга. И еще она о том, почему умные
порядочные образованные люди вдруг решают, что они могут больше, что они
понимают больше, и им позволено больше, чем обычным людям, и почему, в связи с
этим эти умные порядочные и образованные люди тратят свое время, здоровье,
деньги, бросая их на алтарь какого-нибудь очередного духовного лохотрона.
Конечно, я несу ответственность за то, что происходило с моими близкими. Я утверждаю, что мотивы моих поступков и поступков других живущих в секте людей невозможно порой объяснить с точки зрения здравого смысла. Но многие вещи становятся понятными, если рассматривать их в контексте созданной в секте идеологии. Идеологии, между прочим, достаточно на первый взгляд привлекательной. Повторяю, я не снимаю с себя личной ответственности. Прежде всего, потому, что любая секта, в данном случае секта Виссариона, привлекает в качестве адептов именно тех людей, внутреннему миру которых созвучны ее идеи. Я встречал в общине людей, которые уезжали из нее обратно буквально через несколько дней после своего приезда. Для того, чтобы во всем разобраться, им хватило этого времени. Немало людей покинули общину через год – два своей жизни там. В нашем случае период этот срок продлился долгих двенадцать лет. Несколько тысяч людей продолжают до сих пор жить там.
Эта книга и об общине Виссариона. О тех людях, с которыми нам довелось там встретиться. Эта книга – еще и предостережение тем, кто, живя в городах и видя многочисленные недостатки современного общества, пытается найти решение всех проблем в философии различных сект. Это также предостережение тем, кто думает, что кто-то может найти за них решение их внутренних проблем. Эта книга – попытка поделиться своим собственным опытом. Для того, что бы вернуться к нормальной жизни, пришлось найти ответы на многие вопросы, но самое главное, набраться мужества и задать в какой-то момент их самому себе.
Для того чтобы изложение было цельным, приходиться касаться философии, лежащей в основе учения Виссариона и некоторых ее культовых элементов. Сделано это как можно более кратко. Это касается и ссылок на философию других деструктивных культов. Материал изложен в хронологическо-тематическом порядке. Некоторые главы писал я, некоторые – Лена. Иногда некоторые события описываем мы оба, для того чтобы осветить их с разных точек зрения.
Некоторые имена и фамилии участников событий, изложенных в книге, изменены по этическим соображениям.