Назад

 

Община Виссариона - тоталитарная секта?

Вступление

 

Об общине Виссариона пишут довольно много. В основном это статьи репортажного плана, которые, на мой взгляд, весьма поверхностны. Не хватает серьезного анализа проблем, которые имеют места в общине. В этой работе я попытался восполнить этот пробел. Случилось так, что более двенадцати лет назад, весной 1994 года я, вместе со своей семьей, уехал жить в общину Виссариона, которая тогда только создавалась. Уехал, потому что считал, что на юге Красноярского края создается прообраз общества будущего, общества, которое будет несомненно лучшим, чем то, которое я тогда видел в России. Уехал я не только из-за этого. Решающее влияние на мое сознание оказало впечатление от личности самого Виссариона,  от той информации, которую он давал и, и которую я получал и из других источников. Информация касалась грозных событий, которые должны были в недалеком будущем обрушиться на Землю. Тогда  мне, как и другим сотням и тысячам людей, которые приехали жить в общину, казалось, что Виссарион и есть Мессия, новое воплощение Христа,  вновь пришедший на Землю. Это будоражило сознание, дух захватывало от понимания важности момента. Прожил я в общине довольно долго. Постепенно стали накапливаться сомнения, а правда ли тот путь, по которому мы в общине двигаемся, приведет к тем целям, которые декларировались в начале. До конца разрешить их, живя в общине, я не смог. Только уехав оттуда, прожив какое то время вне того социума, который сформировался в общине,  я смог, как мне кажется, в этом разобраться.

Часто об общине Виссариона говорят, что это тоталитарная секта. Как правило, этот термин носит негативный смысл. Я стал разбираться, а что такое секта? Есть ли что-нибудь в жизни общины, позволяющее назвать ее сектой?  В этом мне помогла книга американского психиатра Тимоти Лири «Деструктивные культы», в которой он обобщает свой опыт, накопленный при изучении структуры тоталитарных сект, в основном американских. Так вот, когда я изучил эту работу,  я был поражен  тем, что все что происходит в общине  Виссариона, практически полностью аналогично тому, что происходит в  других деструктивных культах. Это было неприятное открытие. Уезжая из общины, я все-таки надеялся, что все, что там происходит,  происходит не зря. Может быть, там получится построить общество нового типа. Может быть, это я чего-то недопонял, мне не хватило духовных сил, веры. Прочитав работу Лири и работы других авторов, я понял, что община Виссариона представляет собой типичный деструктивный культ, или другими словами, тоталитарную секту, со всеми ее типичными признаками. Для того чтобы проиллюстрировать это, я решил поступить следующим образом. Я буду цитировать Т. Лири и при этом анализировать, насколько соответствуют этому описанию  процессы, происходящие, на мой взгляд, в общине Виссариона.

Секты. Определение.

 

     …"секта"  --  это религиозная  община,  или  группа, отколовшаяся от  господствующей церкви  и отправляющая специфический  культ.

Согласно второму определению, "секта" -- это узкий круг людей,  которые   обособились  от  общества  и  замкнулись  на  узком  круге интересов,   поклоняясь   определенной  эстетической  или   интеллектуальной программе, тенденции или харизматической личности.

   в   деструктивных  сектах  к   последователям систематически  применяются  современные методы  психологической обработки и приемы  воздействия на сознание,  активно используются  техники  модификации поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой  конформизм и  подсознательная   потребность  подчиняться  авторитету.  Кроме  того,  в деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить  личность и, манипулируя мыслями, чувствами и  поведением  последователей, реформировать  их  сознание.  В деструктивной секте   нарушаются  права  человека.  Активно  воздействуя   на  сознание  и подсознание  людей  с помощью ряда  специальных техник, … им  прививаются  фобии  и   зависимости,  лишающие последователей возможности покинуть секту.

     Когда  человек   долгое  время   живет   в  "искусственной"  реальности деструктивной  секты,  он  теряет   индивидуальность   и  живет  в  скорлупе "искусственной" личности, созданной сектой. Каждая личность  характеризуется определенным  набором  убеждений,  моделей   поведения,  стилем  мышления  и эмоциональными   реакциями.   В   условиях   психологической   обработки   и колоссального   социального   воздействия   реальная    личность   человека, сформированная  родителями,  воспитанием,  образованием,  друзьями   и   его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской  личностью. Человека погружают в такую  социальную среду, где он вынужден отказаться от  прежнего "Я". Чтобы функционировать в  новой групповой реальности, он должен  принять новый  облик, который  одобряется  группой. (Лири «Деструктивные культы» гл.4)

 

Итак, секта это обособленная группа людей, в которой ведется психическая обработка  сознания людей с целью модификации их личности, в которой создается искусственная реальность, удерживающая людей в секте. Происходило ли что-нибудь похожее в общине?

С самого начала возникновения общины,  усиленно навязывалась аналогия, между тем, что происходило в ней в 1992-1994 годах и событиями двухтысячалетней давности, когда стали возникать первые христианские общины. Виссарион всячески поддерживал эту аналогию. Себя он объявил  новым воплощением Христа. Открыто он провозгласил себя Истиной на проповеди 20-го марта 1994 года, перед свое второй поездкой в Израиль. Хотя и ранее он намекал на это достаточно прозрачно. Манера одеваться, манера себя держать, голос, речь, содержание проповедей – все подчеркивали сходство между ним и Иисусом Христом, каким Его представляли большинство христиан. К тому же Виссарион сразу стал давать много информации, касающейся событий, связанных с жизнью Иисуса, которую нельзя было ни доказать, ни опровергнуть. С самого начала он обвинил официальную православную церковь в том, что та не сохранила дух, заложенный в христианство Иисусом Христом, и вообще: «веры на Земле не осталось». Умело трактуя удобные для себя места в Евангелие, с помощью некоторых допущений обходя неудобные, он довольно правдоподобно объяснял, почему некоторые детали его «пришествия» не совпадают с описанным в Новом Завете. При этом усиленно культивировалась атмосфера избранности тех людей, которые переехали на юг Красноярского края. В общине с самого начала была очень популярна игра в «воспоминание предыдущих воплощений». Здесь были по нескольку апостолов  Петров, и апостол Павел, и Марина Магдалина, и другие новозаветные персонажи. Некоторое время спустя сам Виссарион на одной из проповедей осудил эту игру. «Почему вы вспоминаете, что были апостолами, царями? Почему не вспоминаете, что были, скажем, рабами?  И вообще не важно кем вы были, гораздо важнее кто вы есть сейчас, и еще важнее, кем вы будете в будущем!» На самом деле эту игру начал он сам,  когда он подробно освящал вопросы перевоплощений тех или иных исторических персонажей в живших в общине людей и подтверждал воспоминания последователей.

На мой взгляд, имела место самая натуральная духовная прелесть. Людям предлагалась весьма заманчивая духовная перспектива – жить рядом с Христом в новым воплощении, стать его учениками, и внести свой вклад в спасение человечества, его будущее процветание. При этом если супруг (или супруга) еще не поняли важности исторического момента, и не хотели переезжать в общину, то его, по словам Виссариона, допустимо оставить, так как спасение человечества это большее чем благополучие семьи. Причем нужно поторопиться, так как вот-вот грянут катаклизмы. Необходимо отметить, что в основе созданной Виссарионом доктрины лежит идея гибели современной человеческой цивилизации. В своем Предвозвещении Виссарион говорит следующее:

 

…Человечество пошло по прямой к пропасти,

Но сейчас вы подошли к тому месту, где от сего рокового пути отходит одна единственная дорога к Истинному Совершенству.

Закон инерции, присущий многочисленному обществу, отныне сыграет роковую роль.

Ежели вы пройдете сие ответвление, то в недалеком будущем линия вашего жития оборвется.

Что вы тогда скажете о судьбах детушек малых, кои по воле холода своих, якобы более разумных, взрослых не обретут будущего?

Отныне люди открыто разделятся на силы Света и мрака. Третьего не будет.

Стоящие в стороне и рассуждающие об эффективности Учения становятся носителями зла. Ибо недеяние в период Свершений только лишь укрепляет противостояние.

Царство силы, в коем изначально развивается человечество, ныне заканчивает свое существование…

…Царство силы ныне входит в предсмертную агонию, во времена которой сущность людей будет ускоренно возвращаться к дикому состоянию.

Земле Российской уготована Господом великая миссия, посему на земле сей агония силы обретет явно выраженные черты.

Дикость и ничтожество есть та западня, в которую двинется великое множество людей...

(Виссарион. «Предвозвещение» ПЗ т.1)

 

Как видим, с самого начала в основе создания общины Виссариона лежит идея скорого  конца света и страх ею вызванный. Этот страх очень умело поддерживается на протяжение всех последующих лет. В газете «Земля Обетованная» №2 (официальный печатный орган общины в то время) было опубликовано обращение высшего разума вселенной человечеству, в котором назначалась дата конца света (точнее дата перехода Земли в новое измерение). Это событие должно было произойти в 2003-2006 г.г. Начало широкомасштабных катаклизмов, которые должны были привести к гибели почти всех людей, планировалось на 1997 год. Тем же людям, которым удастся выжить, уготована должна была быть жизнь вечная уже в этом теле. Но для этого нужно серьезно потрудиться: изменить свое духовное тело  - различными духовными практиками, и физическое тело – жестким вегетарианством и голоданием. Был введен специальный термин для этого – трансмутация.

Итак, мы видим, что

 

1.                  Начальный толчок для создания общины был дан на основе информации о грядущей скорой гибели современной человеческой цивилизации.

2.                  С самого начала стал формироваться обособленный от остального общества социум людей.

3.                  Культивировалась идея избранности собравшихся здесь людей.

4.                  Идея необходимости изменения личности лежит в основе созданной здесь доктрины.

 

Какие технологии используются для преобразования сознания людей? Каким образом удерживаются люди в общине?

Методы преобразования личности

 

   В обычных  обстоятельствах  никто  не занимается модификацией нашего  поведения  и  в основном люди ведут себя так,  как принято  в данном обществе и данной культурной среде.

Но  в  деструктивной  секте    активно  применяются  техники модификации  поведения. Изменяя  их (-людей А.В.)  поведение,  секта  изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и  рождение  новой  личности.  В частности, для этого  используются такие основные приемы,  как  контроль поведения, контроль  мыслей,  контроль эмоций и контроль поступающей информации.

1. Контроль поведения

 

     Контроль поведения регламентирует  индивидуальную физическую реальность и   распространяется   на  самые  разные  сферы  этой  реальности.  Вводятся регулирующие правила, которые касаются выполнения  ритуалов,  работы, других видов деятельности, социальной  среды,  и  даже таких  аспектов,  как  место проживания, форма одежды, рацион питания и продолжительность ночного сна.      Чтобы легче  было  контролировать поведение последователей,  во  многих сектах  устанавливается  жесткий  распорядок  дня.  В  течение  каждого  дня обязательно  отводится  время   на   выполнение   специфических  ритуалов  и индоктринационную  деятельность. У всех членов секты есть свои  обязанности, исполнение  которых жестко  контролируется.  Это  ограничивает их  свободное время и позволяет легче контролировать их поведение.      В группах с  жесткой казарменной дисциплиной  члены  обязаны спрашивать разрешение   у  руководителей  на  выполнение  любого   действия.   Зачастую последователей искусственно  ставят в финансовую зависимость от руководства. Когда  последователь вынужден  просить у руководства  деньги  на  проезд, на одежду, на визит к врачу,  на  звонок другу или  родственнику, то каждый его шаг  в течение  дня становится подотчетным. Так  группа жестко  контролирует поведение последователей и, следовательно, их, мысли и чувства.      Поведение  часто  контролируется  требованием  жить  групповой  жизнью: вместе  есть, работать,  ходить  на  собрания  … В  каждой  группе  есть  свой  характерный   набор  ритуалов,   который способствует  сплочению  ее  рядов.  Ритуальной  становится  лексика, манера выражаться, осанка, выражение  лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений. Это позволяет последователям ощущать "элитарность".

( Лири «Деструктивные культы» гл. 13)

 

 

 

Важнейшей идеей, лежащей в основе создания общины, является идея необходимости создания нового общества. Совершенное общество нельзя создать из несовершенных людей. Поэтому люди должны измениться. По одиночке этого не достичь. Для этого нужен контроль социума. Все что перечислено выше у Т. Лири о контроле поведения, относится и к общине, хотя в первые годы ее существования это еще не приобрело очень ярких черт. Наиболее последовательно эти методы стали реализовываться  во время создания так называемой  единой семьи – «кузнице нового человека». Изначально единая семья (далее – ЕС) определялась как добровольное сообщество природных семей, живущих во имя друг друга. Официально ЕС стали формироваться в местах компактного проживания последователей осенью 1998 го года, но прообраз их закладывался уже в 1994-м.  «В ЕС каждому до каждого есть дело». «Проблема каждого это проблема всех». «Все дети в ЕС – общие». И т.д. Этот набор идеологических клише определяет контроль личности со стороны   социума. Причем это рассматривается как предпосылка создания более высокой ступени развития общества.

ЕС основана на следующих моментах – объединение денежных средств, единый труд, обязательное участие в церковной жизни и прежде всего в церковных стройках, единая культурная среда.

 

1. После того как в единых семьях произошло объединение денежных средств, (а это произошло в 1999 году), существенно урезались личные свободы последователей в сфере потребления тех или иных материальных благ. У казначея нужно было просить разрешения на покупку любой мелочи: зубной пасты, мыла и т.п. Если какой-либо родитель, высказывался о потребностях в питании детей, порой начиналось выяснение, сколько эта семья вырастила картошки (хотя детям требовались, скажем, фрукты). Питание тоже было с общего лабаза. Все это обосновывалось

а) необходимостью выхода из зависимости от материальных ресурсов цивилизации

б) необходимостью учиться жить вместе. А объединение финансов – ключевой момент в повышении степени доверия между людьми.

Так как «В ЕС каждому до каждого есть дело», контроль иногда  принимал уродливые формы. Даже вопросы планирования рождения детей иногда пытались решать на собрании сообща. (Одному многодетному папе настоятельно подсказывалось, как нужно предохраняться, хотя этому папе было под сорок, и человек он был вполне самостоятельный). Как я отметил, для объединения денег требуется большая степень доверия друг к другу. Следовательно, требуется большая открытость отношений между последователями. В ЕС последователи непрерывно выясняют «тени» по отношению друг к другу. «Тень»- это непонимание мотивов тех или иных поступков людей. Последователь не имеет право не давать объяснений своим действиям. Если непонимание между последователями разрешить не удается, то вопрос выносится на собрание. Следующая инстанция – формирование вопроса Виссариону. Именно объединение денег и, следовательно, большая зависимость последователей друг от друга, приводят к тотальному контролю последователей со стороны группы.

 

2. Единый труд – основа функционирования единой семьи. Вечером руководство ЕС решает на завтра,  где будет работать тот или иной последователей. Член ЕС, утром узнает, что он должен сегодня делать и «с радостью стремился исполнить» предписанный ему труд. Невыход на труд – грубое нарушение. Несколько опозданий – тоже. (Грубое нарушение – повод для вывода из ЕС). Формально каждый последователь Виссариона не обязан быть членом ЕС (например, если один из супругов является неверующим, другой супруг может не входить в нее). Фактически же не вступившие в ЕС были объявлены Виссарионом «своеобразными предателями». (Когда учитель, которому безгранично доверяешь, так говорит, это действует сильнее, чем методы административно-правового воздействия). Счастье для последователя – «это трудиться ради ближних». Поэтому  большую часть своей жизни последователь проводит, работая вместе со своими единоверцами или заседая вместе с ними на собраниях. Хозяйственные решения принимаются коллегиально, либо небольшим числом наиболее авторитетных в хозяйственных вопросах людей. Каждый имеет право отстаивать свою точку зрения до тех пор, пока не будет принято окончательное решение. После этого все должны «с радостью его исполнить», даже если они имеют другую точку зрения, даже если принято заведомо неправильное решение. Единство важнее рациональности.

 

3. Строительство поселения на горе Сухая (так называемый город Солнца) началось с 1995-го года. До этого были другие общинные стройки. Гостевой дом в Минусинске, дом Виссариона в Малой Минусе и прочие. Каждый последователь должен провести каждую пятую неделю на общественных стройках. Дорога и питание – за свой счет. Иногда на стройку уезжали практически все мужчины деревни. В этот момент хозяйственная жизнь в этой деревни замирала. Сформировался идеал последователя-мужчины – «все устремления – на строительство святыни, дома – поправить хозяйство, передохнуть, и опять на святыню».  Виссарион часто ругал последователей за нерадивость. «Сначала нужно позаботиться о строительстве Святыни, а потом уже о собственном материальном благополучии». «Строительство Святыни» подразумевает помимо всего прочего, строительство трехэтажного дома самого Виссариона на горе Сухая, где он жил со своей семьей. А также подготовку общинных праздников, которые носят ярко выраженный рекламный характер, стремление показать всему миру «товар лицом».

 

4. Распорядок дня в общине достаточно жестко регламентирован. Примерно в одно и тоже время подъем, начало общих работ. Утром – занятия по так называемому миропониманию, на которых последователи учатся смотреть на мир через призму учения. Очень часто проводятся собрания, на которых обсуждаются те или иные морально-этические проблемы. В ЕС собрания проводятся почти каждый день.

Довольно быстро в общине сформировалась собственная культура речи, музыкальная культура, культура поведения, одежды. У мужчин, как правило – длинные волосы и борода, у женщин – длинные юбки. Противопоставление «наши» - «не наши» возникло с самого начала.

В питании также были жесткие ограничения. Община формировалась в условиях жесткой веганской диеты. (Веганство – это вегетарианство, при котором из рациона исключаются также молочные продукты и яйца). В 1994 году последовал запрет на употребление хлеба, сладкого, чая и некоторых видов круп.

В принципе голодать полезно для духовного развития. Но эта практика подразумевает определенную духовную зрелость. На деле люди думали в основном только о еде, о том, что можно есть, что нельзя. Этим поверялось усердие в постижении Истины. Сейчас мне представляется, что ограничения в питании были необходимы для более легкого доступа к психике людей. Сознание человека, ведущего вегетарианский образ жизни, боле открыто к внушению со стороны, так как менее «заземлено». К тому же отпадает необходимость решать некоторые производственные задачи, например не надо держать коров.

С самого начала в Общине был также взят курс на отказ от медицинской помощи. У Виссариона есть заповедь: «Отныне плоть должна сама себя излечить». И вообще верующего человека лечить не надо, потому что он не болеет, неверующего – не надо, потому что тому, что бы не болеть, надо сначала стать верующим. Отказ от прививок был инициирован руководством Церкви. Когда последователи стали болеть, в частности и туберкулезом, к прививкам появилось более лояльное отношение. Медицинское родовспоможение было рекомендовано после того, как случилось несколько смертельных случаев при родах.

 Особо хочется остановиться на многочисленных собраниях, поскольку они играют огромную роль в жизни последователей. На них последователи проводят большую часть своего свободного от работы времени. Это происходит не из-за того, что последователи очень любят сидеть на собраниях по какому-нибудь поводу. Это происходит потому, что собрания это метод веры. А именно это один из путей преобразования личности.

Как это происходит? Во-первых, на собрании возникает особая энергетическая обстановка. Все способствует этому – общий круг (когда все последователи берутся за руки и творят совместную молитву), интерьер комнаты, способ ведения собрания. Во-вторых, эмоциональная обстановка, которая создается на собрании. Изначально предполагалось, что на собрании люди должны учиться слушать и понимать друг друга, узнавать проблемы друг друга, становиться ближе и открытей. В реальности зачастую получалось совсем наоборот. Лозунг большей открытости приводил к тому, что  собрания иногда превращались в настоящие судебные процессы, на которых были обвинители, обвиняемые, адвокаты и присяжные заседатели.  Такими собраниями становилось очень сложно управлять. Эмоции били через край. Атмосфера накалялась. Взрослых людей доводили до слез. К счастью так было не всегда. Люди, как правило, владели своими эмоциями. Атмосфера собраний была на  первый взгляд спокойной. Но только на первый. Эмоциональный фон оставался очень напряженным. Та же самая агрессия изливалась на подсознательном уровне. Люди с собрания выходили крайне уставшими. Зачастую люди боялись искренне высказать свою собственную точку зрения, если она не совпадала с общепринятой. В общине практикуются так называемые «стулья мудрости». В назначенный день один из последователей садится на этот стул. Смысл этого действия  заключается в том, что каждый из присутствующих на собрании по очереди задает ему вопросы вопросы, выясняет какие-то старые непонимания, дает подсказки, указывает на ошибки. При этом реакция слушающего подсказки должна быть исключительно «правильная». Ни в коем случае нельзя оправдываться. Если идут оправдания – стул мудрости прекращается и считается несостоявшимся. Мне самому приходилось сидеть на этом стуле не раз. Как-то раз, после того как я блестяще выдержал все подсказки со стороны ближних, не допустил ни одной неправильной реакции, я пришел домой и буквально через несколько минут сорвался на домашних по пустяковому поводу, поскольку сил уже никаких не оставалось.

Таким образом,  многочисленные  собрания, в том виде как они есть, являются мощным методом изменения личности индивидуума, навязывания ему диктата со стороны группы. Личность при этом меняется не в лучшую сторону.

 Почему это происходит? Почему между последователями возникает такая напряженная атмосфера? Происходит это потому, что задеваются коренные интересы друг друга. Люди в значительной степени зависимы друг от друга. Это добивается искусственным образом. (Взять хотя бы общие финансы). Очень велики психологические трения между людьми. Все законы и правила, которые устанавливает Виссарион, ведут именно к этому. Человеческое сознание к этому зачастую оказывается не готово. Люди, как правило, остались прежними, со всеми своими недостатками и типичными реакциями. Именно зависимость людей друг от друга обуславливает в общине,  по сравнению с обычным обществом, очень высокий уровень внутренних требований друг к другу. Второй причиной для этого является то, что последователи мысленно накладывают друг на друга образ верующего человека, как они себе это представляют. А так как полностью ему соответствовать невозможно в принципе, и возникают эти внутренние требования. При этом очень часто последователи требуют соответствия идеалу от других, оставляя лазейки для собственных слабостей. Внутренние требования как ржавчина металл разъедают отношения между людьми. С годами отношения между людьми ухудшаются, накапливается усталость друг от друга.  

 

Итак:

1. Поведение последователей существенным образом отличается от поведения обычных людей.

2. Эти отличия программировались с самого начала руководством общины.

3. Поведение последователей жестко регламентировано, особенно в единых семьях.

4. Развитие людей происходит не в лучшую сторону.

2. Контроль мыслей

 

В тоталитарных сектах идеология выдается за  «истину»  и  «единственную карту»  реальности.  Доктрина  служит  не  только  фильтром для  поступающей информации,  но  и  руководством по  осмыслению и  обработке отфильтрованной информации. Обычно доктрина носит абсолютистский характер и разделяет мир на

«черное --  белое», «добро  -- зло», «мы—они».  Группа и ее лидер  -- это

воплощение добра, весь остальной мир—воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их  доктрина научно доказана. Она якобы отвечает  на все  вопросы, способна  разрешить  все  проблемы и  указать выход  из  любой ситуации. Члену секты не нужно ни  о  чем думать, за него «думает» доктрина. Ему  не  нужно  ни  о чем  заботиться,  потому  что обо  всем  «позаботится» доктрина.

     Как  правило,  каждая  деструктивная   секта  вырабатывает  собственный «загрузочный  язык»   с  особыми  словами   и  выражениями.  Поскольку  язык предоставляет  нам  символы, которыми  мы  оперируем  в  процессе  мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Во многих группах

все  сложные  ситуации   принято   классифицировать   и   обозначать  емкими терминами - ярлыками,  что  позволяет  перевести  эти  ситуации   из  реальной плоскости в плоскость  сектантских штампов. Каждый  такой термин, или ярлык, служит вербальным выражением «загрузочного языка»  и программирует  мышление человека  в  каждой конкретной  ситуации,  изначально  навязывая  стереотипы  мышления.

Язык и  мыслительные штампы  неразрывно связаны и  взаимно переплетены.Поведение людей  основано на  определенной  системе  представлений  о мире и определяется  правилами   языка.  На   основании   этих  правил  оценивается  достоверность  суждений о  фактах  реальности…   

    Сектантские клише,  или  «загрузочный  язык», возводят  невидимую стену между последователями и «чужими». Употребление вербальных штампов приводит к

тому,  что  члены группы начинают чувствовать свою «особенность»  и отделяют себя  от  окружающего  мира.  Язык  дает  возможность  привести  в  смятение новичков, которые хотят понять, о чем говорят члены  секты. Они считают, что должны  упорно  овладевать  знаниями,  чтобы научиться  думать и  «понимать» истину. В действительности, усваивая «загрузочный язык», они обучаются тому,

как не думать, и узнают, что понимание подразумевает веру и ничего больше.

(Лири «Деструктивные культы» гл.13)

 

 Как я уже говорил, каждый день последователи уделяют несколько часов так называемому миропониманию, на котором учатся воспринимать мир и все его проявления через «призму Истины». Занятия эти проводятся коллективно. Как правило есть ведущий, который определяет тему обсуждения. Каждый желающий высказывает свое мнение по тому или иному вопросу. Постепенно вырабатывается общая точка зрения. При этом все высказывания делаются  опираясь на «Писание» - многотомный труд, в котором запечатлены практически все значимые высказывания Виссариона на проповедях и личных встречах с последователями. Высказывания эти тщательно отредактированы и сведены в замкнутую, логически непротиворечивую систему. Это писание лежит в основе формирующейся в общине идеологии, предписывающей последователям, в том числе и способ их мышления.

В общине активно формируется свой собственный язык, который существенным образом отличается от нормального языка. В нем присутствует большое количество устаревших, архаичных оборотов речи. Ведется целая компания против слов, несущих, по мнению Виссариона, отрицательные вибрации, например против слова «плохо». Вместо него рекомендовано слово «нехорошо». Всерьез предлагалось одной последовательницей, например, слово «воробей» заменить на слово «зерноклюв» и т.п.

В случае возникновения психологически сложных ситуаций  рекомендовано мысленное слияние с Виссарионом. Необходимо представить себя рядом с Виссарионом, буквально держаться за его хитон, напитываться его энергией. И действовать так  как должен  действовать верующий человек. Мыслить, чувствовать так, как должен мыслить и чувствовать верующий человек. Есть целый набор стереотипов на эту тему. Сложился некий собирательный образ «верующего человека», которому каждый должен следовать. Сознание последователей целиком состоит из клише, навязанных идеологией. Последователи мыслят этими клише, Каждому явлению приписывается тот или иной ярлык или образ. Есть образ ученика, образ мастера, образ верующего мужчины, верующей женщины и т.д. Идеология предписывает иметь «правильные реакции» в той или иной ситуации. При этом, осознание мира становится  плоским, двухцветным:  «добро – зло», «свет – тьма», «истина – лжеистина», «мы – они», «жизнь – смерть», «пшеница – плевелы» и т.д. Многие оттенки уходят, остается только белое и черное. Это противопоставление навязывается Виссарионом в его многочисленных проповедях. При этом осуществляется кодировка страхом. «Истина несет код жизни. Все остальное – код смерти». «Будете исполнять истину – будете жить, не будете – умрете. Вне истины – смерть». Выбора у людей не остается.

 

Итак,

1. В общине вырабатывается свой собственный загрузочный язык.

2. Существуют свои механизмы формирования «правильного мышления».

3. Реальность рисуется двухцветной:  есть белое – то, что связано с Истиной и черное – все остальное.

 

3. Эмоциональный контроль

 

Контроль эмоций подразумевает манипуляцию  эмоциями  и  попытку сужения диапазона  личных  чувств.  Вина и  страх  -- это  необходимые  инструменты, позволяющие  держать  людей  под  контролем.  Для  воспитания конформизма  и уступчивости членов группы обучают всегда и во всем винить только себя.  Они ощущают историческую вину,  личную  вину,  вину  за совершение  первородного греха, социальную вину,  вину перед группой,  перед руководством. Они всегда виноваты  в  том,  что  «не  сделали»,  «не  справились», «не  смогли»,  «не предусмотрели», «не так подумали» и т. д. Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес.

Манипулируя чувством страха,  можно теснее сплотить ряды членов группы. Например, можно искусственно создать образ врага, который  преследует группу и  ее  членов.  «Врагом»  могут  быть …  коварный Сатана,   … «мир,  погрязший в  грехе и разврате»  или  промыватели мозгов  из  внешнего   мира.   Можно   внушить  последователям  страх  перед невыполнением обязанностей и неминуемой карой,  которая за этим последует ….

(Лири «Деструктивные культы» гл.13)

 

В секте Виссариона практикуется жесткий эмоциональный самоконтроль. Любые отрицательные эмоции с читаются недопустимыми. При этом вообще сужаются эмоциональные рамки. Люди становятся жестче, холоднее. В тех же последователях, которые эмоционально не остыли и еще способны нести отрицательные эмоции, культивируется чувство вины, за то, что о они, в очередной раз сорвались, не исполнили, предали учителя, подумав о ком-то или о чем-то негативно. В случае возникновения какой-либо трудной жизненной ситуации последователю трудно рассчитывать на сочувствие со стороны своих единоверцев. Как правило ему предлагаются версии внутренних причин, из-за которых эта ситуация возникла. Нельзя сказать, что Виссарион открыто предлагает последователям стать жестче. Наоборот, он много говорит о доброте, любви к ближнему. Но методы, которые он предлагает, ведут именно к жесткости. Последователи, которые преуспели на пути «постижения Истины и самосовершенствования» - это как правило очень жесткие, категоричные люди, бескомпромиссные к чужим недостаткам. Для последователя характерно непрерывное копание в собственных недостатках, непрерывная борьба сними. Но при этом растет их самый большой недостаток: с такими людьми очень неуютно находиться рядом.

Отдельно хочется остановиться на методах духовного преобразования. В общине практикуется так называемое «огненное горение» или «огненное крещение». Последователям рекомендуется не избегать  конфликтных психологических ситуаций. Их нужно правильно преодолевать. Тогда в процессе их прохождения сгорает почти весь природный эгоизм, и личность становится совершенной. «Божье в вас гореть не может. Если вы испытываете боль, это болит то, от чего вам необходимо избавиться, это должно сгореть». Горение становится нормой. Все последователи разделены условно на три группы: те, кто горят, те кто помогают горящим, оказывая психологическую поддержку, и те, кто находясь «в стороне», изучают этот процесс теоретически, моделируют различные ситуации, готовятся к своему горению. Затем роли меняются. Это происходит непрерывно. Наиболее остро этот процесс проявляется при возникновении так называемых треугольников. Треугольник – это ситуация, при которой в женатого мужчину влюбляется другая женщина. Жена этого мужчины, если она стремится быть верующей, не должна мешать развитию этих чувств, наоборот, она должна стремиться подружиться с этой женщиной. Рекомендовано приглашать вторую женщину пожить к себе в дом, чтобы лучше узнать ее, подружиться с ней. С начала развития темы треугольников, Виссарион объявил настоящую войну человеческому эгоизму, особенно ревности, имеющей в своей основе, по его словам, наиболее глубокие эгоистические корни. На практике успеха достичь не удалось (по крайней мере, я не знаю положительных примеров). Напротив, человеческая психика зачастую не выдерживала такого испытания, это приводило к нервному истощению и срывам. Я знаю массу случаев, когда семьи разрушались и люди получали глубокие психические травмы.  . У людей ехала крыша. Вообще все, что связано с «огненными горениями»  напоминает мне известный лозунг Мао Дзе Дуна, времен культурной революции в Китае: «Пусть во время третьей мировой войны погибнет половина населения Земли, зато остальная половина будет жить при коммунизме». Здесь почти то же самое – благая цель (построение общества на новой основе, спасение тем самым человечества) оправдывает средства (сотни искалеченных психически людей, разрушенные семьи).

  Что касается страха, то он является неизменным атрибутом жизни последователя. Во-первых – страх ожидания конца света. Этот страх искусственным образом постоянно здесь поддерживается. При этом с течением времени придумываются все новые поводы для страха. Не получилось с четвертым измерением, значит, скоро прилетит комета, которая сдвинет земную ось. Комета не прилетела, значит, скоро всем насильно будут вживляться в руку микрочипы, без которых люди умрут с голода и т. д. Страх является одним из основных факторов, удерживающих здесь людей. Есть и другие типы страхов. Страх быть самим собой. Страх быть выведенным из ЕС (автоматически стать предателем Христа). Страх не исполнить Истину. Страх остаться несовершенным. Страх осуждения со стороны единоверцев. Страх чего-то хотеть лично для себя.  

 

Итак,

1. В общине имеет место сужение диапазона эмоциональных проявлений.

2. «Горение» - полезный психологический процесс, избегать которого не рекомендуется.

3. Имеет место большое количество различного рода страхов, которые умело поддерживаются Виссарионом.

4. Информационный контроль

 

     Люди становятся заложниками деструктивных  культов, так  как  к  ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Со временем их внутренние механизмы,  позволяющие  анализировать  и  обрабатывать   такую  информацию, перестают адекватно функционировать.

     Во многих тоталитарных  сектах  доступ к средствам  массовой информации ограничен и/или строго  дозирован. Частично это связано  с тем, что у членов секты нет  на это свободного  времени.  А при малейшей  нерегламентированной паузе  их заставляют изучать  пропагандистские и  агитационные  материалы  о секте, которые прошли цензуру и одобрены сверху.     Контроль поведения, мыслей, эмоций и информации  оказывает колоссальное воздействие  на человека  и  позволяет  манипулировать  людьми даже с  самой устойчивой психикой.

(Лири «Деструктивные культы» гл.13)

 

Последователям не рекомендовано чтение никакой другой литературы, кроме Последнего Завета. «В нем есть все, что вам нужно на тысячи лет вперед. Зачем вам читать, что-то еще?» Как я отмечал, «Последний завет» состоит из тщательно подобранных и отредактированных фрагментов проповедей и личных встреч Виссариона. Сейчас он насчитывает уже много томов. Другие книги не нужны, так как они написаны до эры Истины, и не содержат в сеье код жизни. Я столкнулся с тем, что в деревянном туалете у одной женщины висела на гвоздике книга известного русского философа А. Лосева. На мой недоуменный вопрос женщина пояснила, ни мало не смутившись: «Так ведь это же уже не нужно!» Любую эзотерическую литературу (кроме Последнего Завета, разумеется) Виссарион рекомендовал сжигать. Просмотр телепрограмм также ограничен под предлогом того, что в них содержится слишком много негативной информации. Виссарион привел как-то такой образ: «Я наполняю ваши сосуды (сосуды сознания – А.В.) влагой живительной. Вы же стремитесь их наполнить ядом». В домах и мастерских непрерывно звучат проповеди Виссариона, записанные на магнитофон. Функционирует система самокодировки. Люди сами удерживают себя в рамках определенных мыслей и эмоций. Думать особенно некогда. Постоянно нужно что-то делать. Ведь вокруг столько важных дел! Виссарион сказал в своем Послесловии «Пусть будет шумно не от ваших слов, а от ваших дел». Рассуждать некогда. «Кто научился жить – тот живет, кто не научился, тот рассуждает о жизни». Развивается синдром делателя. Выпала свободная минута, тут же ее надо чем-то заполнить – найти какое-нибудь дело или открыть томик Последнего Завета.

Вся официальная информация от Виссариона передается через нескольких доверенных лиц. В каждой деревне есть «ответственный за првду», в обязанности которого входит донесение этой информации до каждого последователя. Вся остальная информация – это слухи, которым доверять нельзя.

 

Итак, в общине значительно сужаются информационные рамки, в которых помещается сознание последователей.

 

 Жизнь в секте

 

Ниже приводятся основные черты, характеризующие жизнь человека в тоталитарной секте и в общине Виссариона.

 

Доктрина - это реальность

 

 В условиях секты  тотальный информационный, эмоциональный, мыслительный и  поведенческий контроль направлен в основном на  то, чтобы заставить людей считать  учение, доктрину  или систему представлений  группы  не абстрактной теорией, позволяющей интерпретировать реальность, а истинной реальностью. Им

внушают, что доктрина -- это и есть реальность. Весь материальный мир – это иллюзия,   и  поэтому   все  мысли,  желания  и  действия  (за   исключением предписанных сектой) в реальности не существуют…

… Доктрина  создается  не для  того,  что  ее понимали.  Ее нужно

принять.  В нее нужно поверить. Она должна быть расплывчатой, всеобъемлющей, но в то же время достаточно последовательной, чтобы казаться содержательной. Ее убедительность зависит  от того, насколько авторитетно  она заявляет, что содержит в себе единственную универсальную истину.

     Поскольку  в секте человеку  создают  новую  личность,  доктрина  секты

всегда  требует,  чтобы  человек  не  доверял   собственному  "я".  Доктрина

становится управляющей программой всех  мыслей, эмоций и действий. Поскольку доктрина  преподносится  как  совершенная  и  абсолютная  истина,  то  любой обнаруженный  в   ней   недостаток   выдается  за  отражение  несовершенства последователей  этой  доктрины.  Им велят руководствоваться  доктриной, даже если  они  в  действительности  ее  не  понимают.  А  чтобы  приблизиться  к пониманию, они должны еще больше верить и еще усерднее работать…

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

В основе учения Виссариона  лежит доктрина, в общих чертах созданная в первые годы его проповедей, и завершенная несколько лет спустя, когда были опубликованы его работы «Последняя надежда» и «Время поворота». Она основана на ряде предположений, из которых вытекает все остальное. В основном это религиозно-философская смесь учений Востока и Христианства. От себя Виссарион добавил ряд недоказуемых утверждений, которые, якобы устраняют неполноту предыдущих учений. Я не ставлю перед собой задачу раскрыть здесь суть его учения, скажу лишь, что она претендует на полноту описания бытия, а самое главное – природы самого человека и направления и смысла его развития.

 Вывод, который следует из учения – разум человека в настоящее время целиком находится под влиянием природного эгоизма. Мир, воспринимаемый человеком иллюзорен в том смысле, что человек воспринимает его через призму собственного эгоизма. В результате он видит не реальность, а иллюзию, то чего на самом деле нет. Нужно руководствоваться не голосом разума (разум слеп), а голосом сердца. Но поскольку голос своего сердца  человек на первых порах может легко спутать с голосом эгоизма, то нужен учитель, который расскажет, как поступать в той или другой жизненной ситуации.  Нужно духовное преобразование, которое позволит человеку выйти из-под власти своего эгоизма. Это будет знаменовать рождение новой личности. Человек быстро преобразуется в процессе очищения в огненном горении. Но тут еще важно  правильно гореть. Сам человек не знает, как  правильно, а как нет. Знает только Учитель. Только он в критической ситуации может указать, как поступать правильно, а как нет, какой шаг верен, а какой нет. Успешный исход «огненного горения» зависит от степени доверия Виссариону. И от точности исполнения всех его указаний.  Чтобы помочь последователям, Виссарион должен точно знать, что с теми происходит. А узнает он это из их вопросов к нему. Вот тут важным моментом является умение правильно задать вопрос учителю. Чем точнее будет задан вопрос, тем точнее будет получен ответ. Ученик должен быть заинтересован задать вопрос как можно точнее. Тут проявляется одно слабое место. Потому что  на практике последователи испытывают соблазн задать удобный для себя вопрос, что бы получить удобный для себя ответ. Потому, что слово Виссариона – это закон для последователей. От него не отмахнешься. Как он скажет, так и будет сделано, так и будет разрешена та или иная спорная ситуация.  Доходило  до того, что одна и та же  ситуация описывается спорящими сторонами с точностью до наоборот. Виссарион сам решает, стоит отвечать на тот или иной вопрос или нет. Сегодняшний человек не способен понять всей глубины, которая заложена в Учении Виссариона. Это он будет постигать тысячи лет. Сейчас он должен терпеливо выполнять все предписания Виссариона, что бы духовно преображаясь, заложить фундамент нового общества. Нужна слепая вера своему учителю.

 

Черно-белая реальность: Добро против Зла

 

     Даже самые  сложные  доктрины в  конце концов сводят реальность  к двум полюсам: черное и белое, добро и зло,  духовный  мир и физический  мир, мы и они…

  … Плюрализма  нет  и  быть не может. Согласно  доктрине,  ни одна  другая группа не может считаться истинной (хорошей, религиозной, реальной), ибо это угрожает монополии секты  на истину.  Вольные интерпретации и отклонения  от общего  курса  доктрины  недопустимы. Если  доктрина  не отвечает  на вопрос прямо, последователь должен  обратиться за разъяснением к лидеру. Если лидер не  в  состоянии  ответить  на вопрос,  он  всегда  может его отклонить  как несущественный и неуместный.

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

Вмссарион провозглашает свою монополию на истину. В этом он не оригинален. Само Учение, как я уже отмечал, построено на противопоставлениях истина – неистинна, добро – зло и т.п. Середины нет. Если в Истину добавить немножечко неистины, то это уже неистина. Оставаться в стороне тоже нельзя. «Ибо недеяние в эпоху свершения  означает прямое пособничество тьме». Свободы выбора у человека тоже, по сути не остается. По словам Виссариона, у него есть выбор между жизнью и смертью. Давайте, ребята, выбирайте. Кто что выберет? Ага, правильно, молодцы. Ну так вперед, вслед за Истиной, к светлому будущему. По сути, окрашивание реальности в черно-белый цвет является одним из механизмов, удерживающих людей в общине.

 

 

Манипулирование виной и страхом

 

     Человек  приходит   в   секту,  надеясь   обрести  там  свободу.  Но  в

действительности он начинает жить в узком туннеле страха,  вины и стыда.  Во всех проблемах всегда виноват он, его слабая вера,  его скудные  знания, его плохая наследственность, его прошлые грехи. Он постоянно живет в напряжении, ощущая глубокую  вину  за то,  что не соответствует стандартам. Он  начинает верить, что находится во власти злых духов, с которыми должен самоотверженно бороться.

     Во  всех деструктивных сектах  главной движущей силой является страх. В каждой  группе  есть  свой  дьявол, который  жаждет  захватить,  соблазнить, растлить,  убить  или  свести с ума  последователя.  Чем сложнее  и образнее "дьявол",  тем  сплоченнее  становится  группа, объединяясь  против  "общего врага".

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

Страх является еще одним механизмом, удерживающим людей  в общине. Я отмечал это выше. Здесь я коснусь чувства вины, которое умело культивирует у последователей Виссарион. Очень часто слышны его обвинения в адрес последователей в неискренности, в нерадивости, в медлительности. Так как предложенное им находится зачастую в противоречии с элементарным здравым смыслом и инстинктом самосохранения людей, то необходимо держать последователей в постоянном эмоциональном напряжении. Людям нельзя позволить успокоиться, оглядеться, просто задуматься. Для этих целей очень действенно  чувство вины. После некоторых проповедей люди уходили совершенно подавленными. Противное состояние – чувствовать себя виноватым, и не понимать в чем. Виссарион разделил человека самого в себе, разбил его цельность. В каждом человеке, по словам Виссариона,  есть духовная часть, и эгоистическая часть. Эти части находятся в постоянном конфликте. По словам Виссариона, часто естественно присущие человеку шаги на самом деле продиктованы его эгоистической стороной. Для того, чтобы идти за Богом, человеку нужно делать неприсущие его природе поступки. Путь последователя – это путь постоянного внутреннего конфликта, который не прекращается ни на минуту, ни днем, ни ночью. Как поступать правильно, как уже отмечалось, знает только Виссарион. Поэтому, зачастую последователи дезориентированы, растеряны даже перед простейшими жизненными задачами (так, как все делают – неправильно, а как правильно – непонятно). В результате последователи – легко управляемы.

 

Представление об избранности

 

     Членам  секты внушают,  что они входят  в элитные бригады человечества. Ощущение  особенности,  причастности  к   спасению  мира,  принадлежности  к передовому   отряду   истинных   верующих,   которые   направляют    историю человечества, служит сильным эмоциональным стимулом для  самопожертвования и тяжелой работы...

    … Как сообщество, сектанты  чувствуют,  что избраны Богом, или  неведомой силой,  чтобы  вывести  человечество   из   тьмы  неведения  в   новую   эру просветления.  У  членов секты  активно  формируют представление, что на них возложена великая  миссия и  они  призваны  сыграть особую  роль в  истории, которую по достоинству оценят потомки…

 … Ощущение избранности сопровождается чувством огромной  ответственности.  Членам сект внушают, что их нерадивость ставит под удар все человечество.

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

Представление о собственной избранности является тем самым духовным пряником, без которого  бы психика человека не выдержала бы всех изобильно представленных духовных кнутов. А так понятно, ради чего нужно терпеть все лишения общинной жизни. Нелегко быть учеником Христа, такой чести удостаивается не каждый. Надо потерпеть. «Царствие Боже усилием берется!» Ведь сюда приехали избранные, те кто в своем духовном развитии доросли до осознания Истины, те, кого Отец Небесный привел на эти Земли для исполнения великих задач. Да к тому же нелегко спасать все человечество. Все человечество живет себе и не знает, что своим спасением оно ежедневно обязано горстке людей, собравшихся в глухой сибирской тайге, которые своей непрестанной работой по очищению от собственного эгоизма создают положительные вибрации, которые радостно воспринимает Матушка-Земля, от этого ей становится лучше. И карма человечества при этом очищается. Согласитесь, что пред важностью этой задачи, те бытовые неудобства, которые испытывает человек, живя в глухой сибирской тайге, кажутся несущественными.

 

Доминирование групповой воли над индивидуальной

 

     Во всех  деструктивных сектах личность  подчиняется группе. Главное  - это  "коллективная цель", все "личные цели" должны ей подчиниться.  Думать о себе  и  думать  самому нельзя.  На  первом месте  всегда  интересы  группы. Индивидуализм   -   плохо,  групповой   конформизм  -  хорошо.  Существует непреложное требование абсолютного повиновения руководству.

     Ощущение   реальности   искажается:  член  секты  учится   игнорировать внутреннее "я" и доверять внешним  авторитетам, которые олицетворяют власть. Он привыкает  искать  указаний  и  разъяснений не  в  себе, а  в других.  Он отвыкает  самостоятельно  принимать  решения.  В  таком   состоянии  крайней зависимости последователям секты просто необходим лидер, указывающий, что им

думать, чувствовать и делать.

     Существуют приемы,  которыми  активно  пользуются  лидеры  сект,  чтобы укреплять  эту  зависимость…  перед  последователями ставятся недостижимые цели,  но их  убеждают, что если они  будут  "чисты",  то  могут этих  целей достичь. Когда цели не достигаются, людей принуждают публично признаваться в "пороках".

    (Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

«По одиночке в будущее не пройти, малыми группами в будущее не пройти. В будущее можно пройти только всем вместе». Этот постулат определяет доминирование общего над личным. Только в обществе человек может полноценно духовно развиваться. Каждый отдельно взятый человек по природе своей эгоистичен. В коллективе ущемляется его эгоизм. И это несет ему благо. Только братья могут правильно указать на ошибку. Сам человек многого в себе увидеть не может.

Краеугольным камнем становления единой семьи является умение подчинить свою индивидуальную волю воле групповой. Каждый волен предлагать свое решение. Но если большинством голосов принято какое-то другое решение, то нужно суметь ему радостно подчиниться. Именно радостно ! «Не важно, правильное или неправильное решение примет большинство. Важно ваше умение совершить то или иное действие вместе». Ради этого «вместе» творились порой довольно большие глупости. Но это никого не смущало. Единство важнее. Эта практика создают большой соблазн для некоторых людей отвыкать быть самостоятельными. Зачем думать, если за тебя все решат. И таких людей в общине становится все больше. Подобно тому, как ребенку после детского дома трудно адаптироваться в реальной жизни, так и сектанту трудно вернуться в самостоятельную жизнь. Навыки принятия собственных решений теряются. Вместо этого человеку предлагается путь самокопания. Энергия человека тратится на постоянный самоконтроль. Нужно быть все время на чеку, что бы не проскочила темная мысль или темная эмоция. Так как они все равно, нет-нет да и проскочат, то человек впадает в депрессию – опять проиграл! Очень популярным является такое упражнение: прийти на собрание и прилюдно сознаться в постыдном поступке или мысли. «Братья, я тут в себе такое откопал, такое!» Вроде как легче становится. До следующего «прокола»… Все это напоминает не жизнь, а какую-то игру. И действительно в общине человек не живет, он постоянно учится жить.

 

Манипулирование эмоциями

 

     Эмоциональная  жизнь   в  секте  напоминает   участие   в   аттракционе

"американские  горки".  Последователя  бросает   из  состояния  невыразимого

счастья  познания "истины" среди "избранных"  в состояние, где он испытывает

невыносимое  бремя вины, страха и позора. Причины  всех проблем  коренятся в

его, а  не в  групповой, несостоятельности. Всегда и во всем он может винить

только себя…

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

 Находясь в общине, человек постоянно находится в состоянии сильного эмоционального стресса. Виссарион тщательно следит за тем, что бы последователи не «засыпали» и периодически устраивает  «взбучки». Иначе люди успокаиваются и перестают помнить о своей великой миссии. А это опасно для функционирования  общины, поскольку никаких экономических рычагов воздействия на людей здесь не предусмотрено. Очень часто я слышал в чей-нибудь адрес возмущенный вопрос: «Ты что сюда приехал, просто так жить?» Причем возмущение было совершенно искренним. Я уже описывал некоторые из экспериментов, поставленные над человеческой психикой. Добавлю сюда хроническую нищету, неверие в возможность благополучной жизни. В таких условиях трудно сохранить здоровую психику. Одинокие люди, особенно одинокие женщины, гораздо более уязвимы с точки зрения сохранения здоровой психики по сравнению с теми, у кого есть семьи, так как не отягощены заботой о ком-нибудь кроме себя. Семейные женщины по крайней мере могут реализовать себя в заботе о своих детях. Одинокие – реализовываются в исполнении истины. Так как эта цель зачастую невыполнима, это приводит в какой-то момент к депрессии и проблемам в психике. Я знал, по крайней мере, несколько таких случаев. А вообще-то с течением времени накапливается огромная эмоциональная усталость. Люди устают друг от друга, от своей миссии. Держать людей в эмоциональном тонусе Виссариону с годами становится все труднее.

 

Счастье в исполнении миссии

 

Виссарион всячески подчеркивал: «Вы уже счастливы тем, что вам жизнь дана. Все что вам в жизни дается – это уже больше вашего счастья». Итак, Верующий человек – счастливый человек. Как иронически заметил один мой знакомый: «Приказано быть счастливым». Тем более человек счастлив тем, что он живет в эпоху свершения, рядом с живым Христом. Что может быть выше этого счастья. По сравнению с этим все остальное – мир  в семье, благополучие детей, материальный достаток – неважно. Главное – миссия спасения человечества, строительство нового общества.

Само общество наступит еще не скоро. Но тем людям, которые живут в общине, выпало счастье заложить фундамент будущего процветания человечества. Они счастливы этим, и ради этого счастья таскают бревна в тайге, недоедают, недосыпают, живут в плохо отапливаемых домах, иногда без света, не имеют самых элементарных удобств.

Кстати говоря, так как руководство таким сложным делом, как спасение человечества дело весьма хлопотное, то руководитель общины живет в достаточно комфортных условиях уже сейчас. Что бы Виссарион меньше уставал во время своих поездок, ему подарено шикарное авто (и не одно). Что бы путешествие по зимней тайге было менее обременительным, куплено несколько снегоходов. Ему построен трехэтажный дом на вершине горы Сухая (с собственной энергоустановкой, оснащенный бытовыми электроприборами, включая ТВ, видео, компьютер), сейчас строится еще один дом, пониже. Этот факт из своей биографии Виссарион объясняет тем, что Христов стол всегда обилен.

 

Изменение ориентации во времени

 

     Для  члена  секты будущее представляется временем воздаяния:  именно  в

будущем  произойдут  великие  перемены,  которые покроют его  имя славой или

позором.  Во  многих  группах  лидеры  заявляют,  что  могут  контролировать

будущее, или,  по  крайней мере, обладают уникальным знанием о нем,  и умело

рисуют   картины   грядущего   "рая"  или   "ада",   манипулируя   чувствами

последователей. Иногда  назначается точная  дата конца света, который обычно

должен наступить не ранее, чем через пять лет. Пять лет -- это срок, который

позволяет лидеру не беспокоиться о быстром разоблачении, но в то же время он

достаточно    короткий,    чтобы   поддерживать    эмоциональный   заряд   у

последователей,  побудить  их  полностью  "выложиться"  и  хорошо  исполнить

миссию. По  мере  приближения  великой даты предсказания  "забываются",  "не

оправдываются" или "откладываются"

     Тогда  лидер  составляет  новое  расписание, которое отодвигает великое

событие  еще  на  несколько  лет.  Если  он  поступает  так  несколько  раз,

"ветераны" настраиваются скептически. Но  к тому времени в секте  появляется

когорта  новоиспеченных последователей, которые не знают о смене расписания.

И потом, тот  факт, что лидер сумел "отложить" конец  света, трактуется  как

свидетельство его мессианства!

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

Сроки наступления «конца света» переносились в общине несколько раз. С первым предсказанием (что касается взрыва в Неваде и четвертого измерения) произошел конфуз. Предсказания не сбылись. С жизнью вечной уже в этом теле то же случилась накладка. Если это как-то удалось объяснить, мол, не надо это вам, то как с Невадой?. Во второй раз, в 2001 году, когда развернулась подготовка к прилету кометы и сдвигу земной оси, Виссарион поступил более предусмотрительно. Он ни разу впрямую не подтвердил эту информацию, подспудно нагнетая напряжение. Он объявил игру «зарница», и последователи прилежно, как пионеры стали в нее играть. Игра заключалась в подготовке к возможным катаклизмам, как то: создание запасов продуктов, закупка аккумуляторов и солнечных батарей и т.д. Все бы ничего, но в результате многочисленных переселений, спровоцированных Виссарионом, многие люди потеряли свое пусть плохонькое, но жилье, так как переселялись из отдаленных деревень поближе к горе Сухая. Когда же назначенная дата наступила, и комета не прилетела, Виссарион заявил о том, что ничего он не говорил, а готовиться надо к тому, что через два-три года повсеместно в руку будет вживляться микрочип, без которого человек не сможет совершить ни одной покупки. Поэтому нужно преумножить свои усилия по созданию системы ухода от денежных отношений. Многие люди в общине до сих пор ждут конца света. Пожалуй, это основная причина, которая удерживает их в общине. Когда я уезжал из общины, одна женщина сказала обо мне: «Ничего, через пять лет пешком придет обратно. Если успеет…»

Что касается откладывания конца света, то это я тоже слышал не раз. «Учитель сдерживает негативные проявления Земли-матушки, но бесконечно это продолжаться не может, мы должны ему помочь». На горе Сухая был найден большой камень замысловатой формы, который был обозначен Виссарионом как камень-сердце. Вокруг этого камня были воздвигнуты стены деревянного Храма. Этому камню придавалось большое значение, якобы в этом месте находится энергетическое сердце Земли. Земля обладает особой чувствительностью в этом месте.

Когда сгорел почти достроенный Храм, камень-сердце, по распоряжению Виссариона, был раздроблен на маленькие кусочки. Так что у Земли сейчас, выходит, разбитое сердце… Но негативные проявления по-прежнему сдерживаются.

 

 

Безысходность

 

     В  отличие от  обычных  организаций, где у  каждого человека есть выбор

уйти или остаться, в деструктивной секте законных оснований для выхода  нет.

Членам секты внушают,  что на уход из секты  толкает  только слабость  духа,

незрелость, глупость, невменяемость, искушение,  промывание мозгов, гордыня,

нетерпимость, греховность и так далее.

     В процессе  индоктринации им внушают фобии  и заставляют поверить в то,

что если  они  покинут секту, с  ними,  с их семьями  и  всем  человечеством

произойдет беда.  Хотя  члены  сект часто говорят:  "Покажи мне  путь  лучше

моего, и я  по нему пойду", -- в действительности у них нет ни  времени,  ни

способности логически рассуждать, чтобы доказать это утверждение самим себе.

Они заперты в психологической тюрьме.

(Лири «Деструктивные культы» гл.20)

 

Выводы

 

Начальный толчок для создания общины был дан на основе информации о грядущей скорой гибели современной человеческой цивилизации. Идея неизбежности ее гибели, и необходимости создания нового общества легли в основу создания общины.

 С самого начала стал формироваться обособленный от остального общества социум, в котором культивировалась идея избранности собравшихся здесь людей.

В основе принятой здесь доктрины лежит идея необходимости изменения личности.

Для этих целей используется жесткий контроль поведения последователей со стороны социума, включая контроль использования денежных средств.

 Существуют свои механизмы формирования «правильного мышления». В общине вырабатывается свой собственный загрузочный язык. Реальность рисуется двухцветной:  есть белое – то, что связано с Истиной и черное – все остальное.

 В общине имеет место сужение диапазона эмоциональных проявлений. «Горение» - полезный психологический процесс, избегать которого не рекомендуется. Имеет место большое количество различного рода страхов, которые поддерживаются Виссарионом. Значительно сужаются информационные рамки, в которых помещается сознание последователей.

Эти отличительные черты характерны для любых деструктивных культов и тоталитарных сект.

Методы, предложенные Виссарионом для преобразования личности, ведут к постоянному внутреннему конфликту в сознании последователей. Это приводит к  психологической усталости и, как следствие,  нервным срывам и депрессии. Идет последовательное уничтожение института семьи. Отношения между людьми в общине характеризуются  внутренними требованиями друг к другу, что ведет к повышенному психологическому напряжению. Все это, вместе с хронической нищетой большинства последователей, ведет к постепенной деградации личности собравшихся в общине людей.

 

А.Ворошилов

Октябрь 2006 г.

 

Назад

 

 

Используются технологии uCoz