Назад Сегодня – 4 ноября, день народного единства

4 ноября – день народного единства?

- А че, сегодня празник?

- Праздник!

- Празник? А какой?

(Из разговора в автобусе)

 

 

Сегодня – 4 ноября, день народного единства. Честно говоря, для того чтобы вспомнить, как полностью называется этот праздник, мне нужно было заглянуть в Яндекс. И вовсе не потому, что я человек аполитичный или из-за того, что страдаю склерозом. Никакого склероза у меня пока еще (тьфу-тьфу-тьфу, нет).   Просто этот праздник настолько неявно выражен, настолько деполитизирован, что и вспоминают о нем сейчас только потому, что в этот день можно не идти на работу. Невольно возникает подозрение (граничащее с убеждением) что праздник этот и ввели только лишь для того, чтобы девальвировать праздник другой – 7 ноября. Наверное, это было сделано правильно, если бы предыдущий праздник просто отменили, то возник бы повод для политической конфронтации - коммунисты и иже с ними, увешавшись красными флагами и политическими транспарантами, вышли бы на улицу. Глядишь, и народ кой-какой за ними поднялся бы, в конце концов, повод есть: был же праздник – а тут нет его, вроде как обманули, отобрали что-то. А так – все здорово, к 7 ноября простому обывателю пить уже поздно, самое время опохмеляться, тут уже не до демонстраций. То что, сейчас вместо победы над дворянами празднуют победу над поляками – так и не страшно, полякам от этого не холодно и не жарко, а нашему человеку уже все равно.

Мне кажется, что в отношении к  этому празднику как в капле воды отразилось отношение правящей элиты к истории нашей страны. Это как транспарант с триколором, стыдливо маскирующий мавзолей Ленина на красной площади во время праздника 9 мая. Без лишних политических демаршей – замалчивание каких-то вопиющих  явлений и фактов в прошлом, при том опора на  достижения этого прошлого как на фундамент сегодняшней идеологии. Идеология наследников «великой страны, которая в течение десятилетий оказывала огромное влияние на развитие всего мира». Наверное это было правильно и оправданно в начале нулевых годов этого века. После развала, происходившего в течение Ельцинского десятилетия, после той разрухи и тотальной нищеты это было единственной альтернативой этому самому развалу, точно также как режим Путина был единственной альтернативой бандитскому беспределу, царившему перед этим в стране. Но сегодня, правильно ли это сегодня?

Вот в Германии после войны общество смогло пройти через покаяние. Немцы смогли покаяться перед собой, перед своей историей, перед евреями, поляками и русскими, наконец, за годы геноцида, который устроил фашистский режим по отношении к другим народам. Наверное, это очень непросто им далось. Но с другой стороны, как мне кажется, именно благодаря этому факту покаяния они смогли внутренне очиститься и шагнуть вперед. Как сейчас соотносятся между собой Германия и Россия, наверное, никому объяснять не нужно. И дело даже не в экономических показателях, дело в том состоянии, состоянии уюта и душевного комфорта, которое возникает, когда оказываешься в Германии. И в том, как это контрастирует с состоянием тревоги и неопределенности, которое возникает, когда возвращаешься в Россию. Кто бывал в Германии, тот меня поймет.

Как мне кажется, мы до сих пор не разобрались со своей историей. Ни о каком покаянии у нас речь не идет. Непонятно в чем каяться и перед кем. Следовательно, непонятно, куда нам идти. Назад – в годы советской власти, когда была стабильность и социальные гарантии экономического минимума, купленного за нефтедоллары в годы Брежневского застоя? Или в годы больших строек, того же ДнепроГЭСа? Этой стройке повезло, когда строился ДнепроГЭС, еще не был раскручен маховик репрессий, станцию строили не зеки, а мобилизованные из деревень крестьяне, в отличие от того же Беломорканала, который в общественном сознании связан с трудом заключенных. Многие ностальгически вспоминают сейчас годы первых успехов в освоении космоса, годы значимых открытий в науке, и при этом забывают, что научно-технический потенциал страны Советов закладывался во времена и при непосредственном участии талантливейшего организатора Лаврентия Павловича Берия. Именно Берия возглавил в послевоенные годы проект создания атомной бомбы, именно при нем закладывался фундамент средьмаша, были построены и Красноярск-26, и Арзамас-16, и Челябинск-70, десятки и сотни других значимых промышленных объектов, тот же Байконур и Семипалатинский полигон. Берия организовал труд миллионов зеков - рабов, которые строили эти самые заводы и космодромы. Более того, Берия и иже с ним мобилизовал труд десятков тысяч талантливых инженеров и ученых, которые в полутюремных условиях шарашек крепили оборонную мощь «самого лучшего государства». Да, тогда этот метод доказал свою эффективность, страна оказалось экономически конкурентоспособной, но цена этой конкурентоспособности оказалась слишком высока. Цена - это генетическое вырождение нации, существовавшей в условиях тотального дефицита свободы и человеческого достоинства, инфантилизация общественного сознания, торжество двойной морали, дискредитировавшей извечные человеческие ценности и идеалы.

Может быть, нужно идти еще дальше назад – в годы царизма? Тогда и экономически было все не так плохо, были свои великие реформаторы - Витте, Столыпин, было просвещенное дворянство, служащее верой и правдой государству. А самое главное – Вера в Бога была. Может быть, России просто не повезло, и страна надорвалась во время первой мировой войны? Режим переоценил свои силы, политики ошиблись, царь, как назло, оказался бесталанным, народ устал, и гады жидо-массоны во главе с Лениным и Троцким  воспользовались этим и своротили Русь Священную с ее уникального исторического пути развития и бросили на путь кровавых потрясений? Так это или не так – тема отдельного рассмотрения, но сейчас речь не об этом. Оценивать, что было бы если бы не произошла первая мировая война и страна продолжала бы развиваться можно только гипотетически. Очевидно, что к началу революции в обществе назрел мощный кризис, если бы его не было, если бы народ не был так восприимчив к заманчивым лозунгам и призывам к переменам, если бы обыватель дорожил своим статусом, то никакой революции и не случилось бы. Или она случилась бы, но быстро закончилась, как во Франции в 90-е годы XVIII-го века. Если бы вера православная у русского человека была крепка, то ни у кого рука не поднялась бы на церкви, народ просто не дал бы разрушить свои храмы. Значит, вера к началу XX-го века стала формальной, она не стала нравственным фундаментом для русских людей. Священники в массе своей воспринимались у простых людей не как хранители нравственного идеала, духовные учителя, а как та же самая бюрократия, только  бюрократия не чиновников, а попов.

Так куда же идти? Просто к экономическому процветанию? Но лозунг «давайте жить богато» ущербен, он, как минимум неполон. Его одного недостаточно, ведь не хлебом единым жив человек. Поэтому помимо экономических ориентиров, нужны еще ориентиры нравственные, глубинные, выстраданные, ориентиры, ради которых можно  лишения терпеть, но которые дарят надежду, надежду на то, что все, что происходит – происходит не зря. Ориентиры, которые были у коммунистов, которые есть у европейцев (европейская цивилизация пропитана христианскими ценностями, оплодотворена ими). Их, этих ориентиров  нет сейчас в современном российском обществе. А для того, чтобы найти их, нужно, как минимум, разобраться со своей историей. Не поняв своей истории, не дав четкой оценки тем или иным событиям нашего недавнего еще прошлого нам никогда не понять, куда нужно идти и что может послужить моделью развития, что можно взять в качестве примера для подражания. А вот этого осознания как раз не происходит. Такое ощущение, что тактика идеологического замалчивания (которая, повторяю, была оправдана в нулевые годы), сейчас превращается уже в стратегию, заключающуюся в попытке экономической модернизации, без изменения сути политической системы, а самое главное – без изменения (читай – осмысления) системы моральных ценностей.  Такое ощущение, что на автомобиль с неисправным рулевым управлением пытаются поставить более мощный двигатель в надежде, что благодаря этому автомобиль доедет быстрее в нужное место. Только вот в нужное место – это куда? Возможно, кто-нибудь полагает, что наши мудрые руководители  знают что делают. Они знают, куда ведут страну, только пока что не говорят всю правду вслух, чтобы враги не узнали об их планах и не стали устраивать всяческие козни. Хотя вряд ли кто-нибудь так думает, потому что очевидно (по крайней мере, мне это очевидно), что эти руководители решают чисто тактические задачи, задачи выживания здесь и сейчас. Да, эти люди достойны уважения, честно говоря, мне симпатичен Путин, и еще более симпатичен Медведев. Но решают они, повторяю, чисто тактические задачи. Вот забурлило Пикалево, Путин – мигом туда. Строгий премьер устроил публичную порку плохому олигарху Дерипаске и заставил того платить людям зарплату. Загорелись леса – Путин мигом туда, чуть ли не с огнетушителем в руках борется со стихией, и с молотком в руках строит дома погорельцам. Медведев – тоже герой. Лозунг модернизации – кто же будет спорить, что модернизация необходима. Страна перестала (почти) производить конкурентную продукцию, перестала себя обеспечивать, живет за счет Трубы, и когда эта труба кончится (или подешевеет содержимое, которое перекачивается через эту трубу в более высокоразвитые страны), то стране наступит конец. Медведев низверг плохого зарвавшегося олигарха Лужкова, который изуродовал Москву, жена которого разворовала миллиарды (как только он так долго на плаву оставался, если он такой нехороший!), в общем, проявил характер и волю, всем показал – кто в доме хозяин.

НО! Это все - тактические задачи. Стратегически ничего не делается. Такое ощущение, что Путин по привычке пытается заморозить ситуацию. Ведь если плохо, если растет недовольство в народе, то поступать можно двояко. Либо исправлять ситуацию принципиально, убирать причину этого недовольства, а  это очень болезненный (и опасный) процесс, для этого нужна помимо воли и решимости еще и осмысление, осмысление не только в голове одного лидера, а осмысление в умах многих людей и решимость общества меняться, двигаться куда-то и терпеть из-за этого какие-то неудобства. А этого нет. И не может этого быть пока не осмыслена история и не дана оценка прошлому.

Есть и другой вариант. Ничего не менять, но и не давать образоваться в обществе точкам осмысленного сопротивления. Ведь ситуация взрывается не там, где хуже всего, а там, где появляются точки кристаллизации этого недовольства в виде отдельных  более-менее организованных групп людей, осознающих свои интересы. Вот создание таких групп нужно всячески пресекать, чтобы они не спровоцировали бы бунт. Народ в этой ситуации лучше всего держать в состоянии быдла, регулярно снабжая хлебом и зрелищами, покрывая частью нефтяной выручки отсутствие реальных перспектив развития.

Без реального осмысления, без глубокого покаяния в самом обществе НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Очередное «Сколково» станет лишь очередной аферой по распиливанию бюджетных денег, добытых в результате продажи нефти. Какими бы благими бы ни были замыслы у Медведева и Вексельберга – ничего у них не получится.  В сложившейся политико-экономической системе ничего кроме «распиливания» бюджета получиться не может. Потому что эта система нацелена не на развитие, а на обогащение небольшой кучки чиновников и олигархов. Почему это происходит? Тому есть разные причины, здесь играют роль экономический, политический и исторический и психологический факторы. Рассмотрим эти факторы по порядку.

1. Экономический фактор.

Я не буду ходить далеко за примерами, я рассмотрю экономическое положение своей семьи. Я переехал в г. Новосибирск четыре с половиной года назад. Первый год я работал простым рабочим – нужно было кормить семью после переезда, затем стал работать инженером. Мне повезло, в свое время я сумел получить приличное техническое образование, да и опыт работы у меня был немаленький. Года два назад я перешел работать в частную производственную компанию и стал получать сравнительно высокую зарплату. Я получал, с точки зрения российской статистики, много - в несколько раз больше, чем получает среднестатистический  работник. Стала ли моя семья жить в достатке? – нет. При условии, что жена сначала перешла работать на полставки, а затем взяла таймаут в своей трудовой деятельности (в связи с защитой дипломного проекта и последующим поступлением в аспирантуру), и наличия троих детей - подростков, мы по-прежнему жили от зарплаты до зарплаты. Я не смог себе позволить купить в кредит квартиру, не смог купить приличную (по меркам среднего класса) машину, я по-прежнему не могу провести отпуск за границей – даже в Египте или Турции. Все уходит на то, чтобы поесть и купить детям и себе элементарные вещи. Это при том, что образование и медицина у нас – формально бесплатное, старший сын-студент учится на дневном отделении бесплатно. Единственное, что мы смогли себе позволить за два года – приобрести дачу неподалеку от города - домик со сломанной крышей на участке в восемь соток. Крышу мы починили, порядок внутри навели и до сих пор очень рады, что в летнее время есть куда съездить после работы отдохнуть.

Помню, когда я осознал свое новое экономическое положение, у меня возник вопрос: «А на какие шиши живут многочисленные чиновники, дети которых ездят на Маздах, сами они на Лексусах, и зарплата которых,  формально раза в полтора меньше моей»? Ответ был очевиден – они живут на откаты – огромные, размером превышающие их зарплаты в десятки и сотни раз, Явление откатов сейчас настолько глубоко укоренилось в обществе, что без них сейчас даже не мыслится продвижение какого-либо значимого  экономического проекта. Более того, не просто не мыслится, а и реально не двигается, и если все-таки двигается, то с таким скрипом и сопротивлением, что экономически выгоднее дать взятку, чем пытаться работать честно. Об откатах пишут много, об этом говорит президент и все его помощники,  но воз и ныне там. Потому что откаты – это часть экономической системы. Размеры их огромные, по некоторым оценкам на откаты уходит до двадцати-сорока процентов валового внутреннего продукта в стране. К чему это приводит? Это приводит к росту возмущения в народе. Люди видят, что элиты, как региональные, так  федеральные нацелены не на то, чтобы развивать страну, делать общее дело, создавать конкурентно способное государство. Элиты нацелено лишь на собственное обогащение. А это несправедливо. Рост недовольства происходит из-за этого глубинного, порой неосознанного ощущения несправедливости. Это неявно выраженное недовольство может быть приглушено во времена благоприятной экономической ситуации, но во времена экономического кризиса это может выплеснуться в стихийные уличные волнения, а то и в русский бунт, бессмысленный и беспощадный…

2. Политический фактор.

Русский человек не сможет сказать, подобно американцу, цитирующему Авраама Линкольна:  «Мы, народ …, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию …» - какие бы красивые слова ни были написаны в преамбуле российской конституции. Не сможет, потому что российская конституция принималась в спешке в декабре 1993-го да после расстрела Белого дома, принималась сверху и принималась для того, чтобы закрепить сложившийся тогда политический статус-кво. Потому что, в конце концов, дело не в конституции, а в реальном соотношении между стратами в обществе. А наше общество по-прежнему разделено сейчас в основном на элиты, которые видят смысл своей деятельности в собственном обогащении и на всех остальных, которых эти элиты рассматривают просто как быдло.

В Новосибирске за два последних года посадили примерно десять высших чиновников ранга заместителя мэра и губернатора. Лично мной этот факт был воспринят как знак – скоро свалят губернатора. Когда его с почетом «повысили» до ничего сейчас не значащего статуса полпреда президента по Сибирскому Федеральному округу – я ничуть не удивился. Скорее обрадовался – обошлось без политической «крови». До этого убирали губернаторов в других регионов. Кого-то по-доброму, кого-то – не очень по-доброму (как Лужкова). В принципе, учитывая тотальную коррумпированность верхов, при желании, посадить можно любого. Потому что любой руководитель, как часть системы, неизбежно, в той или иной степени, будет запятнан. Даже если изначально он будет романтически настроен на честную и безупречную работу. Система либо перестроит его, либо отторгнет. Потому-то демократ и теоретик Г.Х. Попов ничего не смог сделать на посту мэра Москвы и пробыл на этом посту всего только год, а пройдоха и, как сегодня внезапно выяснилось, вор, Лужков, правил целых девятнадцать лет. И дальше бы неплохо существовал, если бы не переоценил свои силы и не стал бы конфронтировать с президентом. Поэтому то абсолютно порядочный политик Собчак кончил свою жизнь в изгнании, а «демократ» Кадыров успешно возглавляет самую неспокойную республику. Все определяет лояльность «центру». Будешь лоялен – будешь у какого-нибудь руля и в конце-концов кончишь свои дни в достатке и процветании. Не будешь лоялен – будешь изгнан. Система, в которой критерием успешности является личная преданность лидеру и самой этой системе, а не образование и эффективность управления, не способна к развитию.

3. Исторический фактор.

Возникшая система возникла не на пустом месте, она берет свое начало в конце восьмидесятых прошлого века. Именно тогда, еще во времена Советского Союза начался передел собственности целого государства. Сменились собственники, сменились и вывески. Старт был дан еще до реформ Гайдара, но именно после 2 января 1992-го года процесс пошел лавинообразно, политическая поляризация и экономическое расслоение общества стало более явно выражаться. Если при коммунистах директор или чиновник попадался на воровстве, он мог лишиться своего поста, но с началом «либерально-демократических» преобразований процесс воровства стал легальным. Понятие воровства изменило свою суть. У американцев есть поговорка: "Если ты украл доллар, ты вор и тебя посадят, а если ты украл железную дорогу, ты уважаемый человек и станешь сенатором". Мне кажется, эта поговорка, как нельзя кстати, подходит к нашей российской действительности. К началу нулевых годов организовалось несколько группировок, которые вели между собой борьбу за передел собственности. Победил Путин вместе с верхушкой ФСБ за спиной. С кем-то он договорился, кто-то сбежал от него за границу, кто-то оказался в тюрьме. Я не склонен обвинять Путина во всех смертных грехах. Наверное, тогда это было единственно возможным выходом, тогда необходимо было навести элементарный порядок в стране – стране, терзаемой внутренними и внешними конфликтами, стране униженной и разворованной, стране, где царили бандитские понятия, а не закон. Сейчас говорят о системе Путина. Наверное, многое негативное, что об этой системе говорят – правда. Но правда также и то, что альтернативой этой системе в то время было не цивилизованное западное общество, а беспредел Ельцинского лихолетья.  Почему? – для того, чтобы это понять, нужно рассмотреть фактор психологический.

4. Психологический фактор.

Для начала я хотел бы напомнить историю компании  Фордов. Старший из Фордов  – Генри  в 1903-м году основал компанию Ford Motor. В этом же году на свет появился его первый автомобиль – «Форд А». Но всемирную известность ему принес созданный в 1908 году автомобиль «Форд-Т». Это был первый по настоящему массовый автомобиль, ставший выпускаться серийно. В первый год производства было выпущено 11 тысяч таких автомобилей. Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобили, Генри Форд применил поистине революционное нововведение – конвейер. Он так перестроил производственный процесс, что каждый рабочий стал выполнять только одну технологическую операцию. В результате этого новшества каждые десять секунд с конвейера Форда выходил новый автомобиль. Вместе с отцом трудились и его сыновья, которые продолжили его дело после его смерти. XX-й век – это век взлетов и падений этой компании, компании, которая и сейчас играет немалую роль экономической жизни всего мира. Таких историй в Америке можно насчитать десятки – истории Рокфеллеров, Морганов, Кеннеди и т.д. Историю компаний и семейств, уже не одну сотню лет игравших и продолжающих играть ведущую роль в экономической и политической жизни своей страны и мира. История наших русских олигархов насчитывает всего каких-то пару десятков лет. Вчера был комсомольский работник – сегодня стал миллионер, завтра – бери выше – уже миллиардер, владелец крупного металлургического комбината. Он, этот бывший комсомольский работник, сам этот комбинат не строил, не создавал, он, может быть, даже понятия не имеет, как там все работает. Он просто им «управляет», точнее - владеет. Просто вчерашний комсомольский работник оказался в нужное время в нужном месте и с нужными связями. Он оказался прозорливее, циничнее, жестче и удачливее своих конкурентов. Ему повезло, и это не он, а его конкуренты погибли один за другим при невыясненных обстоятельствах в лихие 90-е. Итак, наш бывший комсомольский работник, а ныне олигарх вышел из грязи – в князи. Вчерашний партийно-комсомольский кооператор стал владельцем собственности огромной страны. Это был слишком резкий переход для временных рамок одной человеческой жизни, никакая психика этого выдержать не может. Поэтому-то сейчас наш олигарх не будет вкладывать деньги в развитие страны, а выводить в Оффшор, подальше от налогов. Он будет скупать замки, недвижимость на берегу Средиземного моря, покупать самые дорогие яхты, самые «крутые» футбольные клубы. Он не будет вкладывать деньги в модернизацию. Потому что во-первых, понимает, сколь шатко его положение, понимает, что все может перевернуться в одно мгновение. А еще он полагает, и не без основания, что те, кто взимают с него налоги – это не представители народа, защищающие интересы страны, а  подобные ему бизнесмены, думающие только о своем кармане. Собственность для нашего олигарха не труд нескольких поколений его семьи, а кусок сыра, который сам собой упал в руки, а точнее,  остался без присмотра. Да и представители власти рассматривают его всего лишь как объект экономического дележа. Они же дают ему возможность «делать свой бизнес», вот он и обязан с ними «по-честному» делиться.  Эта психология настолько прочно въелась в общественное сознание, настолько сильно поразила общественную мораль, что вообще не понятно, как ее изменить. Можно только попытаться уменьшить «процент отката», если аппетиты чиновников уже начинают угрожать существованию страны. Тогда приходит какой-нибудь герой и говорит: «Долой коррупцию! Даешь модернизацию!». И на какое-то время создается впечатление каких-то перемен, пока снова не станет ясно, что менять, по сути, никто ничего не хочет, точнее - не может. Потому что менять нужно саму систему в целом, а не модернизировать экономику, а сам лидер – часть этой системы, и он опутан по рукам и ногам тысячами подспудных обязательств. Потому что выбирают (реально выбирают) лидера не народ, простые люди, а выбирают его те же самые чиновники и олигархи.

Система будет воспроизводить себя снова и снова. И ничего, НИЧЕГО реально изменяться не будет, потому что нет самого главного – того, без чего не может ничего измениться – глубинного переосмысления своей истории, своей судьбы. И покаяния. Нужно осознать, осмыслить, прочувствовать кончиками своих нервов, каждой клеточкой души, что экономическая мощь державы была оплачена десятками миллионов загубленных жизней, что будущее, оплаченное не слезой ребенка даже – морем крови, не может быть счастливым. Что кровавая диктатура Сталина – один из жесточайших режимов в истории человечества, что благополучие последних застойных лет социализма было оплачено ложью и двуличием, укоренившимся в обществе, что случившийся последующий экономический беспредел – это логичное продолжение коммунистической диктатуры, что в стране с изуродованной моралью, с подорванной верой в Бога по-другому ничего произойти не могло. Что для того, чтобы начинать созидать, нужно, для начала, как следует испугаться того, что вершилось тогда, испугаться и отречься от этого. Отречься от этой идеологии, при которой человек воспринимался не как личность, а как винтик. Нужно не побояться сказать об этом вслух, и не только лидеру, но каждому гражданину. Для этого нужно иметь в себе немало мужества. К моему большому сожалению, ничего этого сейчас не происходит. От воли добрых правителей  зависит далеко не все. Слишком велика степень инфантильности у людей, слишком долго их приучали, что государство обо всех их позаботится, что всех накормит, умоет, защитит. Слишком долго люди отучались отвечать за свои поступки и за свой выбор. Для того, чтобы снова к этому привыкнуть, нужны десятилетия другой – осмысленной жизни. Нужно привыкнуть каждому, что за себя, за свою жизнь отвечает только он сам, и никто другой. И нужно этой жизнью дорожить, равно как и жизнью другого человека. И никакая светлая и заманчивая цель не может быть выше человеческих жизней. Нужны десятилетия рефлексии, внутренней работы, размышления и Поступков. Нужно привыкнуть к тому, что за право называться человеком, а не быдлом, нужно бороться, нужно приучать, пусть постепенно - медленно и мучительно власть имущих к мысли о том, что внизу не быдло, а такие же люди, как и они сами, что эти люди достояны уважения. Нужно, в конце концов, научиться этим быдлом не быть. Это трудно, но по-другому не получится…

 

PS. Мне позвонил приятель из другого города:

- Привет, ты сейчас работаешь?

- Работаю, статью пишу.

- Так ты не на работе, а почему?

- Так сегодня же праздник – выходной!

 

4 ноября 2010 г.

Используются технологии uCoz
Назад